
Кабли отмечал в своей лекции, прочитанной в Милуокском университете, что великие романы – «Том Джонс», «Давид Копперфильд», «Идиот» – вырастают вокруг героя, индивида, с которым читатель может отождествить себя. Это мужчина или женщина, говорил профессор, изображенные в конфликте со своей социальной средой или на фоне этой социальной группы. Великие романы читались с таким восторгом потому, что люди верили в существование добра, противостоящего злу.
Если сегодня в беллетристике нет героев, утверждает Кабли, то это потому, что героев нет и в самой жизни. Но в литературе Кабли не видит или не хочет видеть наличия острого критического реалистического направления, связанного с творчеством таких замечательных прогрессивных писателей, как Майкл Голд, Эрскин Колдуэлл, Эптон Синклер, Эрнест Хемингуэй, набиравших в то время силу Джона Чивера, Альберта Мальца и Артура Миллера, Джона Апдайка и некоторых других художников. В жизни он не заметил растущей активности масс, уже начавших к тому времени свою борьбу против зловещей войны во Вьетнаме. Масс, которые боролись тогда, как борются и сейчас против власти капитала и бюрократического государства.
Вместо всего этого Кабли увидел в персонажах Олгрина – ворах и пьяницах, Берроуза – галлюцинирующих монстрах, Ричи – эротических маньяках свидетельство не только смерти романа, но и смерти человеческого в современном человеке.
Нельзя не отметить в связи со сказанным, что понимание художником своей ответственности перед обществом органически входит в концепцию героя и в гуманистическую направленность искусства. Прославление антигероя, тотального разрушителя, использование силы искусства только для изображения страшных сторон жизни, без их гражданской оценки, без противопоставления им сил, способных противостоять злу, ведет к разоружению человека, к обесцениванию человеческих ценностей и идеалов.
Между тем большинство официально признанных в буржуазном мире писателей, режиссеров, актеров, художников занимают позиции сторонних наблюдателей. Они не только не вмешиваются в конфликты между добром и злом, но даже и не замечают их. Вполне закономерно поэтому, что эти художники отказались от героя и на его место вывели изолированного от общества антигероя, который все ненавидит, поносит и разрушает, не ощущая, по словам того же Кабли, никаких надежд на перемену к лучшему.
Комментируй 
