
Пример тому – творческий путь гениального Андрея Рублева или Дионисия с сыновьями, такие произведения, как «Слово о полку Игореве» или «Остромирово Евангелие» на Руси, мощные творения Данте Алигьери в средневековой Италии. Даже в трактатах Августина Блаженного и святого Фомы Ак-виыского прорывались гуманистические идеи, в принципе чуждые безраздельно господствовавшей тогда христианской идеологии.
Если бы под этим углом зрения мы смогли здесь подробно рассмотреть процесс формирования художественной культуры буржуазного общества, то увидели бы весьма симптоматичную картину.
Прежде всего, различные этапы становления капитализма в большей или в меньшей степени нашли отражение в искусстве через воплощение образа положительного героя. Начало освобождения от мрачных и давящих пут средневековья с наибольшей силой выразилось не в философии, а в искусстве, особенно изобразительном, чуть позже в литературе. Крушение идеалов эпохи Возрождения нашло законченное воплощение в «Дон-Кихоте» Сервантеса и «Гамлете» Шекспира и других шедеврах того времени. Бесчеловечные по своей сути буржуазные общественные отношения, еще в начальную пору показавшие тщету возвышенных идеалов, породили в период барокко, а много позже у большинства романтиков, крайне пессимистический взгляд на силы и возможности человека.
От страстной веры в то, что человек – царь природы, который все может, к представлению о нем, как о игралище социальных сил, как о коптящей на сквозном ветру лампаде, как известно, пришел еще Шекспир. От представления об американце как пионере освоения Запада, отважном, смелом, все преодолевающем искателе богатств, преобразователе лика Земли до равнодушного обывателя, тотального потребителя и выбрасывателя вещей – такова амплитуда колебаний образа героя США – этой наиболее мощной цитадели империалистической буржуазии наших дней.
Комментируй 
