
Находящиеся как бы под гипнотическим воздействием иррационалистически понимаемого бессознательного буржуазные теоретики отрицают даже саму возможность понять истинные причины драматических коллизий, возникающих между природой, людьми и современной цивилизацией.
Чрезвычайно пагубной и бесперспективной теория бессознательного творчества оказывается для искусства. Последнее, по мнению иррационалистов, будто бы и служит конкретным подтверждением того, что настоящие писатели, художники, композиторы, актеры и режиссеры лишь тогда могут создавать истинные шедевры, когда сами не ведают, зачем и что они творят.
Весьма характерно, что советская психология и другие науки, разрабатывающие теорию творчества, достигли значительных успехов в данном направлении, отнюдь не игнорируя наличие бессознательных начал в человеческой психике. Однако при решении этой проблемы марксистско-ленинская философия исходит из концепции, прямо противоположной иррационализму.
С одной стороны, бессознательное для нас – область не только познаваемая, но и вытесняемая знанием. С другой – бессознательное не определяет сознание, а предшествует ему, сама человеческая мысль, так же как и любое переживание и воспоминание, есть результат осознания процессов, нередко протекающих в сфере бессознательного.
Особое внимание советские исследователи сосредоточивают на выявлении задатков, создании условий для формирования на их основе способностей человека. При этом сами способности рассматриваются не в качестве жестких пределов развития личности, а напротив – ее все расширяющихся возможностей. Сами способности людей марксистская философия диалектически соотносит с условиями их социального бытия и созидательной деятельности, а не с таинственными проявлениями и изменениями в «механизмах бессознательного».
Наши ученые определяют и творческие способности. Под ними понимается комплекс психических свойств и качеств личности, обеспечивающий ей успех либо в одной определенной, либо в нескольких видах деятельности. Способности всегда сугубо индивидуальны.
Комментируй 
