
Невозможно понять быструю смену одних школ и течений другими в современном буржуазном искусстве, не выявив влияния интуитивизма на всю художественную жизнь капиталистического мира. Бергсон учил, что жизнь постигается не деятельностью разума, а только в переживаниях, являющихся эмоциональной реакцией на непосредственное видение сущности вещей человеком, осененным «жизненным порывом», то есть интуицией.
Почему же именно художники, по Бергсону, добиваются успехов, следуя путем интуиции? Потому что они, как настаивал философ, в этом случае свободны от всяких утилитарно-практических и политических целей, которые затягивают человека в тенета вводящей его в заблуждение рациональной деятельности.
Но что же происходит на самом деле? Послушный лишь голосу своей интуиции, художник неминуемо отрывается от реальности. Он создает произведения, которые заводят и его самого, и его аудиторию в дебри необъяснимых желаний, тайных порывов, мистических откровений, в бесконечное исследование своих чувств, побуждений и импульсивных действий.
Литература «потока сознания» Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Жюля Ромена, Шарля Пеги, школа «нового романа», абстракционистская «живопись» Пита Мондриана, «минималистское искусство», концептуальные полотна и свалочные композиции наших дней, поддерживаемые и пропагандируемые имущим классом, – все это и многое другое рассматривается эстетиками-интуитивистами как результат непосредственного видения художником сущности сокровенных жизненных процессов.
Марксизм не отрицает роли рациональной и чувственной интуиции в процессе познания жизни, в том числе и художественного. Для диалектического материализма и марксистско-ленинской эстетики интуитивное знание не есть неподготовленное опытом, а есть еще неосознанное знание, открывающееся как бы в непосредственном его усмотрении, как будто не связанном с работой разума. На самом деле любое непосредственное «видение» не что иное, как результат большой подготовительной работы мозга, без которой не может быть схвачена ни одна связь процессов и явлений.
Вся история развития человеческого знания говорит о том, что известные крупные открытия, сделанные интуитивно, совершались людьми, потратившими немало сил, интеллектуальной энергии на решение именно этих никак не дававшихся им вначале познавательных задач.
Комментируй 
