
Интересно, что приемы обработки массовой аудитории, выработанные буржуазным искусством, в условиях борьбы двух идеологий как бы перенимаются теми философами и социологами, которые, может быть, и искренне сражаются с самим феноменом массового искусства, но которые столь же искренне, весьма вероятно, даже не осознавая этого, преследуют угодные капитализму цели.
Отрадно лишь то, что все эти камуфляжи уже давно не являются тайной для всемирного коммунистического движения. Анархический террор, бегство на лоно природы от соблазнов научно-технического прогресса, отказ от организованного сопротивления капитализму во имя сохранения будто бы независимого от социальной детерминизации и индивидуального «Я» и т. д. опять-таки независимо от воли адептов и идеологов подобных течений способствуют целям империализма.
Например, действия левых террористов служат поводом для запрета коммунистических партий или даже просто забастовочных выступлений пролетариата. Все остальное еще более ясно. Обратимся к некоторым примерам, имеющим непосредственное отношение к проблемам человека и художественной культуры.
Для Герберта Маркузе, например, как и для большинства нынешних идеологов «новых левых», любой производительный труд в любых социальных условиях рассматривается в качестве только средства угнетения. С точки зрения «новых левых», производительный труд рабочего-вообще антидуховное явление. Чтобы сохранить духовность, раскрепостить творческие силы, человек должен слиться с природой, отказаться от технического прогресса. Отсюда один шаг до полного отказа от культуры в целом.
«Наша цель войти голыми в сенат», говорит в своей книге «Делай так» один из идеологов контркультуры Джери Руби. Другой популярный в США теоретик контркультуры Норман Браун политике противопоставляет соблазнительные картины и идеи сексуального раскрепощения. Жизни человека только для себя, для своего огороженного от мира «Я» на протяжении послевоенных десятилетий требуют философы существования – экзистенциалисты и т. д. и т. п.
Комментируй 
