
Если прагматизм с момента его зарождения отличало чисто утилитарное отношение к людям и миру духовных ценностей, то новейшие позитивистские течения чем дальше, тем больше игнорируют реального человека как такового. Однако то, что лишь в качестве тенденции просматривается у не чуждого «левого» фрондерства французского структурализма, делается самоочевидной установкой идеологов официальной культуры господствующих классов.
Увидеть ныне на экранах Запада обыкновенного рабочего, труженика с его реальными повседневными заботами – значит заведомо встретиться с произведением, которое создано за пределами официальной буржуазной культуры.
Такие произведения создают сейчас независимые художники Ив Буасе, фильмы которого «Бомаск» и «Жить, чтобы жить» советские люди
противопоставляют бесплодные концепции иррациональной биологической, экзистенциальной сущности человека, его страха смерти и т. д. Во всем этом и обнаруживается как общий смысл, так и подтекст всей официальной буржуазной эстетики, философии и искусства нашего времени.
Очень точно его много лет назад отметил и сформулировал К. Маркс: «Отныне дело шло уже не о том, правильна или неправильна та или другая теорема, а о том, полезна она для капитала или вредна, удобна или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстное исследование уступает место сражениям наемных писак, беспристрастные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой». Не по таким ли причинам сознательно или бессознательно безразлично рассмотренные нами эстетические теории обесценивают классику, поскольку она самим фактом своего существования не дает возможности отождествить эстетическое с неэстетическим, прекрасное с безобразным, искусство с неискусством, человеческое с античеловечным.
Этими же причинами можно объяснить страх буржуазии перед революционно-гуманистической идеологией марксизма, перед реалистическим искусством вообще и искусством социалистического реализма в особенности
Комментируй 
