
Поразителен по силе сатирического накала, по воздействию на чувства и умы людей фильм Кубрика «Механический апельсин», воссоздающий страшную атмосферу мещанского благополучия, потребительского роскошества, нравственного безразличия и даже отупения эпизодических и главных персонажей картины.
Такая атмосфера, конечно, влияет на судьбу героя фильма юного Алекса. Но движут им фрейдистские инстинкты секса и разрушения. Именно они по воле режиссера, как ржавчина, точат Алекса, разъедают его внутреннюю жизнь и пробуждают в нем зверя, злодея. В целом же в этом антибуржуазном по замыслу фильме показывается, как античеловеческие медицинские эксперименты, проводящиеся по указанию властей, библейские проповеди тюремного церковника, полицейский произвол преследуют одну цель – сформировать безразличного ко всему индивида, спокойно плывущего по течению жизни.
Человек превращается в заводную игрушку, которой в равной степени манипулируют реакционные социальные силы и очерченные Фрейдом глубинные пласты бессознательного «Оно» в психике.
У одного из ведущих представителей современного структурализма – французского философа Леви Стросса человеком тоже верховодят некие иррационалистические по сущности силы. У них лишь в отличие от фрейдистских другие названия.
В качестве одного из структурных элементов безликого социального «Оно» ученый называет «брачные правила». Они регулируют циркуляцию женщин между социальными группами. Наряду с этим экономические правила регулируют циркуляцию материальных благ и услуг, а лингвистические правила – циркуляцию сообщений. Как видим, человек и в этой, будто бы, по мнению ее создателя, созвучной марксизму концепции оказывается только обезличенным придатком различных функций жизни, труда и языка.
Комментируй 
