
Вспомнив все это, мы поймем, почему сразу же после окончания гражданской войны не только вся страна принялась за восстановление разрушенного народного хозяйства, но и литература и искусство, продолжая осмысливать опыт революции и гражданской войны, интенсивно осваивают тему мирного созидательного труда. Уже в 1925 году публикуются романы Ф. Гладкова «Цемент» и М. Шагинян «Гидроцентраль». Повести и рассказы Ю. Либединского, А. Платонова и других талантливых писателей показывают рабочих и крестьян, влюбленно и яростно взявшихся за мирный труд. Народ продолжал свой бой со старым миром на трудовом фронте, который был далеко не мирным.
Враги Советской власти не складывали свое оружие. Бывшие солдаты революции проявляют колоссальную выдержку и мужество в борьбе с притаившимися внутренними врагами, но всю свою силу и мощь они показывают именно в созидательном труде. Эта тема нашла свое великолепное образное обобщение к концу 50-х годов в фильме Е. Габриловича и Ю. Райзмана «Коммунист», в котором незабываемый образ Василия Губанова – бывшего красноармейца, оставшегося до трагического конца солдатом революции, с необычайной силой создал молодой артист Евгений Урбанский. Фильм своеобразно обобщал все, что было сделано для раскрытия одной из ключевых тем нашего искусства за прошлые десятилетия.
Герой фильма – солдат партии – нашел свой путь в революцию. Он одержим единственной страстью – как можно скорее осуществить все ее цели. Василию Губанову, как и самой революции, до всего есть дело. Он понимает, что новая жизнь складывается из очень многого, но самое главное – из самоотверженного, повседневного труда.
Василий Губанов поднимается до сознательного героизма, когда борется на стройке со всякого рода расхитителями, когда ходит по Москве, добирается до самого Ленина и достает необходимые для строительства электростанции гвозди, когда, как исполин, рубит лес на дрова для остановившегося паровоза, когда один выходит наперерез озверевшей банде кулаков. Потрясенный его трудовым и ратным подвигом, машинист уже на похоронах застреленного бандитами Василия говорит: «Вот если бы все мы так». К этому, собственно, ничего больше и не добавишь.
Комментируй 
