
Борьба социалистического и буржуазного искусства за человека отчетливо проявляется в эстетических теориях и художественных концепциях человека, составляющих идейную основу современного искусства.
Предварительно отметим несколько общих положений, присущих всем концепциям буржуазного искусства, а затем проведем критический анализ наиболее распространенных течений буржуазной эстетической мысли, выделяя присущие им особые специфические черты.
Первое, на что нельзя не обратить внимания, – это существование большого количества теорий, учений, школок, приспосабливающихся к меняющейся в мире ситуации. Однако принципиальная, исходная позиция их в XX веке едина. Это противопоставление человека миру. Отсюда следует навязывание всеми доступными искусству средствами идей, согласно которым жизнь всегда враждебна человеку. Развитие этих идей связано с утверждением некоммуникабельности, фатальной разобщенности людей, устремленности каждого из них к достижению только личных, сугубо эгоистических интересов за счет попрания интересов других.
Вторая общая для современных эстетических течений черта состоит в стремлении толкнуть искусство на путь формализма, на поиски таких изобразительно-выразительных средств, которые, в конечном счете, уводят от понимания социальной проблематики жизни, особенно кризисного положения современного буржуазного общества.
Этим объективно и осуществляется изгнание из сознания зрителей и читателей мысли о необходимости и возможности изменения отжившего миропорядка.
Может быть, с наибольшей полнотой эту общую для буржуазных эстетических теорий черту выразили ревизионисты Роже Гароди и Эрнст Фишер. В своих работах они настойчиво доказывают, что подлинное искусство вообще не должно быть отражением существующей жизни, что его главная цель – создание некого мифа, погружаясь в который, человек хотя бы ненадолго забывал о повседневности, уходил от проклятых проблем бытия, которые отравляют его существование в странах капитализма и не дают ему возможности почувствовать себя счастливым.
Комментируй 
