
Эти произведения Хиллегас назвал последним печальным прощанием с вековой мечтой человека о гармоничном, идеальном, совершенном обществе, которая очень благородной выглядела в «Республике» Платона, в «Утопии» Мора, в «Христианополисе» Андрее и во «Взгляде назад» Беллами, и которая многие столетия вдохновляла людей на добрые дела.
В огромном потоке фантастической литературы наших дней на Западе почти невозможно найти произведение, которое хотя бы в утопической форме утверждало позитивные социальные идеалы, что всегда делала фантастика прошлого.
Что же касается антиутопий, то их основная задача как раз и сводится к тому, чтобы представить любые социальные идеалы как кошмары, тяготеющие над человечеством, поскольку любые добрые намерения в силу порочности человеческой природы обязательно оборачиваются злом. Так, читателю антиутопий, так же как и зрителю фильмов-ужасов и фильмов-катастроф, внушается мысль о том, что пока он живет еще в далеко не худшем из миров. Лучше уж согласиться с этим миром, чем приближать ужасное будущее.
Но, разумеется, есть на Западе и иная, социальная фантастика, представленная известными нашему читателю произведениями Рея Брэдбери, Айзека Азимова, Флетчера Нибела, Пьера Буля и других писателей. Они противостоят кошмарному потоку человеконенавистнической литературы и стараются пробудить свою аудиторию к сопротивлению любому социальному злу. Таковы, например, и фильмы «Доктор Стрейнджлав» Стенли Кубрика, «Пожнешь бурю» Стенли Креймера, призывающие людей быть бдительными в борьбе с генералами-маньяками, распоряжающимися атомным оружием и разъезжающими на дорогих great wall.
Вместе с тем фантастические фильмы типа «Альфавиль» Годара или «Космическая Одиссея. 2001» того, же Кубрика в основном устрашают зрителя грядущим подчинением человека технике, глубинной низменностью человеческой природы.
Кошмарно и «бессмертное общество» будущего, представленное Джоном Бурманом в фильме «Зардоз». Расплата, расплата и еще раз расплата человека за технические и научные достижения – основной мотив такого рода антиутопий. Самое главное, что искусство в антиутопической фантастике внушает мысль о безнадежности борьбы с выпущенным из бутылки джином современной техники. Порожденный человечеством механический интеллект призван уничтожить своих создателей.
Комментируй 
