
Так же теоретически разъясняется и оправдывается разгул секса и порнографии на сцене и экране, кстати, дающий вполне реальные и ощутимые доходы.
Так, начиная от секса и жестокости и кончая мечтой о желаемом будущем, в буржуазном обществе совершается подмена подлинных ценностей на мнимые, подлинных чувств на их имитацию.
Буржуазная идеология рассчитывает на то, что перевертыванием ценностей как раз и формируется «одномерный человек», о котором писал Герберт Маркузе. Это человек-автомат, безликий конформист в сознании и чувствах. Но ведь он-то как раз и нужен буржуазному обществу. У корыта потребления все равны – вот к чему стремится и что на разный манер, прибегая к «красивым словам», фактически оправдывает, утверждает буржуазная идеология. Фрейдовское учение, как мы видим, помогает буржуазной идеологии решить и эту неблаговидную задачу.
Что касается теории творчества Фрейда и его последователей, то еще раз подчеркнем ее иррациональность. Она не помогает людям понять истинную природу творчества. Действительно, если побуждения и мотивы художественной деятельности люди черпают не из реальной жизни, а исключительно из своих внутренних инстинктивных влечений, то нечего и пытаться постичь природу творческого акта и научить людей видеть и создавать прекрасное. Нужно только ждать, что получится из инстинктивных влечений, и принимать их результат как должное. Они будоражат фантазию, рождают «сны наяву», которые и составляют содержание произведений искусства.
Остановимся, наконец, еще только на понимании Фрейдом тайн красоты. С его точки зрения, «красота» и «привлекательность» представляют прежде всего «атрибуты сексуального объекта», а художественная форма есть «преддверие наслаждения». Хотя она сама по себе и оказывается способной привлечь наше внимание, ее истинная роль чисто маскировочная, во многом подобная той, которую выполняет идущая от «сверх Я» «цензура» сновидений. А именно – смягчение, маскировка чересчур откровенных желаний. «Настоящее наслаждение от поэтического произведения,- утверждает Фрейд, – объясняется освобождением от напряжения душевных сил».
Комментируй 
