
Человек не может являться представителем системы живого вещества, по крайней мере, из-за пяти основных причин.
Первая причина заключается в том, что содержательная сторона его образа жизни, направленность его жизненной активности не только не согласуются с направленностью перманентного развития системы живого вещества, но и по многим параметрам в корне противоречит ей. В соотношении человек-природа мы не наблюдаем характерную для системы живого вещества зависимость формы – человека – от влияния законов органического мира.
Наоборот, нашему взору предстает алогичная, парадоксальная картина: состояние мира природы (сама система!) находится в полной зависимости от деятельности человеческого общества! Если провести аналогию и допустить, что в масштабах цивилизации вдруг появится некая похожая по второстепенным признакам на человека организация, своей деятельностью коренным образом разрушающая предшествующие достижения человеческого общества, имеющая совершенно иную плоскость потребностей и направленность реализации внутренней активности, то разве кто-то из ученых посмеет отнести ее к человеческому роду?
Разве достаточно одних морфологических признаков для глубокого анализа эволюции человеческого рода, а также для рассмотрения его структурной организации, если при этом морфология в образе жизни людей занимает второстепенные роли, уступая место психической деятельности? Из всех существующих на нашей планете биологических организмов только человек в ходе онтогенеза пренебрегает морфологи ей своего организма, понимая и констатируя сам факт этого пренебрежения.
Весь внутренний энергетический и информационный потенциал организованного им социума человек направляет на развитие психики, нейронных объединений энергетического цикла сознания, которые стоят над морфологией, над биологической сущностью человеческого бытия. Они контролируют и подчиняют своему влиянию всю функциональную деятельность организма, антропогенными средствами компенсируя недостаток влияния со стороны природы – биологической родины человека.
Вторая глобальная причина, по которой человек не может являться представителем системы живого вещества, заключается в том, что помимо морфологического подобия между человеком и биологическими организмами нет больше никаких точек соприкосновения. А психика? – напомните вы мне. В том-то и дело, что между психикой (как понятием) человека и животных сходство только в фонетической озвучности.
Структура и принцип работы психики человека и животных – принципиально различны. Причем различия заключаются не в формах, которые могли предполагать влияние эволюционного процесса. Различия заключены в качестве, в кардинально новой плоскости развития психики человека.
Так называемая психика высших животных основывается на дискретно-вещественной работе молекулярно-генетического уровня. В основе высокоразвитой психики человека лежат континуальные свойства уровня сознания! Этот момент очень четко подтверждают результаты электрокортико-граммы (ЭкоГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и магнитоэн-цефалографии (МЭГ). Разница, как мы видим, заключена в главном – в принципе организации и в принципах работы психики. Именно здесь, в этом ключевом звене, сокрыты этапы зарождения и развития разумного вещества, на рассмотрении которых мы остановимся далее.
Вот почему я являюсь противником той точки зрения, которая приписывает высшим животным психические свойства. О психике можно вести речь, только рассматривая разумное вещество, анализируя эволюцию человеческого общества. Безусловно-рефлекторная работа молекулярно-генетического уровня высших животных ни по одним нейрофизиологическим показателям не может быть сравнима с действительно психической деятельностью Человека Примитивного и – тем более – Человека Эмоционального.
Третья основная причина заключена в так называемых биогеохимических функциях живого вещества. Биогеохимические функции, согласно В. Вернадскому, неразрывно связаны с организмом и имеют место в тех телах, которые от них отделимы. Эти функции наиболее ярко на нашей планете характеризуют резкое различие химического проявления живого вещества по сравнению с косной материей.
Биогеохимические функции живого вещества проявляются через биогенную миграцию атомов-изотопов или химических элементов, из них состоящих. И вот здесь начинается самое интересное. Я приведу полностью отрывок из работы глубоко уважаемого мною ученого, что бы не исказить его мысли.
Напомним, речь идет о живом веществе. Биогенная миграция атомов резко по скорости различна для микробов и одноклеточных организмов, с одной стороны, и для многоклеточных – с другой. Мы должны различать в связи с этим при явлениях размножения и роста две различные биогенные миграции атомов: биогенную миграцию атомов 1-го рода для микроскопических одноклеточных и микробов, огромной интенсивности, связанной с малым их объемом и весом, и биогенную миграцию атомов 2-го рода для многоклеточных организмов.
Если выразить отдельно биогеохимическую энергию размножения и роста одноклеточных и биогеохимическую энергию размножения и роста многоклеточных, получаются величины несравнимые, и геологическая роль одноклеточных резко доминировала на нашей планете до самого последнего времени.
На наших глазах это явление начинает меняться в нашу психозойскую эру, когда человек овладел новой биогенной миграцией атомов 3-го рода, идущей под влиянием его жизни, воли, разума в окружающей среде.
Ведущие геологи современности столкнулись с алогичным для них фактом – деятельность человека не укладывается во 2-го рода биогенную миграцию атомов, характерную для многоклеточных организмов. Они вынуждены отступать от логически завершенной схемы, вводить исключения и дополнения, чтобы вписать в эту схему деятельность человека. А ведь картина меняется в корне, если человека ввести в эту схему как качественно новое состояние материи, как систему, которая своей деятельностью организует такую мощную, ничем не уступающую сумме 1-го и 2-го рода миграции – биогенную миграцию атомов 3-го рода.
Эту мысль подтверждает четвертая основная причина – биогеохимические функции человеческого общества. Авторство рассмотрения таких функций человечества, на мой взгляд, принадлежит В. Вернадскому. И здесь я тоже хочу ограничится цитатой, так как к уже сказанному В. Вернадским практически нечего добавить. …Я воспользуюсь для этого сравнением, которое дал в начале этого столетия известный австрийский экономист Л. Брентано. Он указал, что полтора миллиарда людей (количество населения земного шара к началу XX в. – О. Б.) легко помещаются с избытком на площади, близкой к площади небольшого швейцарского озера Кон-станцкого (иначе Боденского), если каждый из них займет один квадратный метр его площади.
По масштабу планеты это будет небольшая кучка! Но эта кучка производит то колоссальное изменение всей планеты, которое называется не биогенной миграцией атомов 2-го рода, эффект которой для нее, как ясно из вышеуказанного, ничтожен в планетном масштабе, а биогенной миграцией атомов 3-го рода, вызываемой человеческим разумом и трудом, резко отделяющими Гомо Сапиенс от всего живого вещества.
…Биогеохимическая функция человека является, таким образом, новой геологической силой, которая никогда еще не существовала на нашей планете в таком размере.
Речь идет о выделении В. Вернадским человеческого общества из системы живого вещества. Ведь невероятно, чтобы за многие миллионы лет развития системы живого вещества в природе не появился такой вид чья биохимическая или биогеохимическая функция не могла сравнятся с человеческой деятельностью.
А если в природе, в которой все процессы имеют закономерный и диалектический характер, таких аналогий не было, значить, не стоит, нарушая все требования симметрии и гармонии, вписывать в нее человека. Нужно искать ответы в другой плоскости – в плоскости рассмотрения его активности как нового состояния материи, как разумного вещества.
И наконец, пятая причина заключается в самом содержании главного козыря оппонентов, в том, что человека и природу объединяют не только морфологические признаки, но и два важнейших и незаменимых для человека процесса, связанных с полноценностью развития и существования его организма, а именно: процесс дыхания и питание. Именно эти два типичных для всех биологических организмов процесса, мол, не позволят рассматривать человека как новое состояние материи.
Комментируй 
