
Причина таких негативных тенденций в науке кроется, на мой взгляд, в отсутствии, во-первых, четкой систематизации знаний, во-вторых – в пренебрежении плановостью и целенаправленностью научных исследований и, в-третьих, в не до конца используемых возможностях методологии.
Что же мы понимаем под четкой систематизацией знаний? Этот вопрос мы рассмотрим ниже. Сначала сориентируемся в плоскости знаний. Знания – это совокупность максимально достоверной информации о состоянии материального мира. Выходит, что все знания направлены на раскрытие содержания материального мира. А что же современная наука понимает под материальным миром?
Оказывается, в основе современного миропонимания и мировосприятия лежит не одна универсальная и оптимальная теоретическая концепция, а существует несколько теоретических подходов к рассмотрению процесса мироздания и, соответственно, структурной организации, содержательной стороны материального мира. За каждым из этих подходов стоит крупный мыслитель со своей философской школой, а также принципиальностью суждений. В результате такого противостояния авторитетов и принципов страдает истина.
В качестве примера можно привести доминировавшую в течение нескольких столетий Птолемееву систему мира, согласно которой движение всех планет осуществляется вокруг неподвижной Земли. Такая исключительная роль Земли была подхвачена религиозными деятелями и возведена в ранг догматизма. Потребовались несколько столетий, гибель в руках инквизиции многих ученых, прежде чем восторжествовала гелиоцентрическая система мира Коперника, раскрывающая подлинную картину движения планет в Солнечной системе.
Второй пример раскрывает тысячелетнее преобладание идеализма, концепций Аристотеля и Платона, который долгое время тормозил рост объективного знания, пренебрегал содержательной глубиной человека, недооценивал роль человека в процессах преобразования материальных объектов. И только в XVI веке в связи с падением авторитета церкви и ростом авторитета науки на смену духовного облика средневековья пришла философия Нового времени, которая обратилась от Бога к человеку, от эмпиризма к практике.
Комментируй 
