Чем больше мотивация, тем больше успех?
Можно легко заставить осла двигаться вперед, привязав к палке морковку и держа ее перед его носом. Таким образом в Индии на ослах перевозят огромные грузы. Наша психология абсолютно такая же. Мы, зачастую сами того не подозревая, даже на подсознательном уровне, бестолковы, предсказуемы и манипулируемы. Но значит ли что, чем больше морковка, тем осел будет быстрее идти за ней? А если на палке будет целая связка свежей вкусной моркови, он начнет танцевать?
В Массачусетском технологическом институте провели эксперимент, чтобы проверить подобные гипотезы. Группе студентов были даны определенные задания: разные головоломки, запоминание рядов чисел, решение кроссвордов и также физические задания, такие, как, броски мяча в кольцо.
Чтобы увеличить их продуктивность, были установлены три уровня поощрений:
студенты, показавшие приемлемые результаты, получали небольшой денежный приз;
студенты, показавшие очень хорошую отдачу, получали денежный приз среднего размера;
и, наконец, самые выдающиеся студенты получали большой денежный приз. Кстати, в этом магазине хороший выбор и цены на мужскую и женскую парфюмерию ;).
Это типичная система премирования в любой организации.
Что же в результате эксперимента выяснили организаторы? До тех пор, пока выполнение задания требовало исключительно механических навыков, бонусы работали именно так, как и было загадано: чем больше награда, тем выше производительность. Но как только задание требовало особых познавательных и мыслительных навыков, более высокий бонус приводил к худшей производительности.
Для простых алгоритмичных, прямолинейных заданий схема «морковка перед носом» работает великолепно. Но как только задача становится интеллектуально сложнее, начинает требовать концептуального, творческого мышления, такой вид мотивации не работает.