Чем больше мотивация, тем больше успех?

Можно легко заставить осла двигаться вперед, привязав к палке морковку и держа ее перед его носом. Таким образом в Индии на ослах перевозят огромные грузы. Наша психология абсолютно такая же. Мы, зачастую сами того не подозревая, даже на подсознательном уровне, бестолковы, предсказуемы и манипулируемы. Но значит ли что, чем больше морковка, тем осел будет быстрее идти за ней? А если на палке будет целая связка свежей вкусной моркови, он начнет танцевать?

В Массачусетском технологическом институте провели эксперимент, чтобы проверить подобные гипотезы. Группе студентов были даны определенные задания: разные головоломки, запоминание рядов чисел, решение кроссвордов и также физические задания, такие, как, броски мяча в кольцо.

Чтобы увеличить их продуктивность, были установлены три уровня поощрений:
студенты, показавшие приемлемые результаты, получали небольшой денежный приз;
студенты, показавшие очень хорошую отдачу, получали денежный приз среднего размера;
и, наконец, самые выдающиеся студенты получали большой денежный приз. Кстати, в этом магазине хороший выбор и цены на мужскую и женскую парфюмерию ;).
Это типичная система премирования в любой организации.

Что же в результате эксперимента выяснили организаторы? До тех пор, пока выполнение задания требовало исключительно механических навыков, бонусы работали именно так, как и было загадано: чем больше награда, тем выше производительность. Но как только задание требовало особых познавательных и мыслительных навыков, более высокий бонус приводил к худшей производительности.

Для простых алгоритмичных, прямолинейных заданий схема «морковка перед носом» работает великолепно. Но как только задача становится интеллектуально сложнее, начинает требовать концептуального, творческого мышления, такой вид мотивации не работает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *